Прежде всего предположим, что речь идет не о домашней странице, а о «сайте на заказ» - основной отличительный элемент подобного проекта в том, что вам приходится общаться с клиентом (John Doe, Вася Пупкин).
Идея разработки сайта могла прийти клиенту (Васе) в любой момент времени (приснилось в страшном сне, бабка нашептала – есть варианты…) – но собственно цель видна смутно, предназначение определится ближе к концу игры… повод – как же, это престижно, у Пети есь, у мани есть… Вася решился и пошел искать креэйтера – благо верстать html-страницы умеет любой мало-мальски уважающий себя студент, да и школьники нынче не слабые. Ура! студент нашелся, и у студента возникает к Васе первый вопрос: А о чем собственно? Какая ТЕМА сайта? С трудом, после долгих намеков и перемигиваний выясняется, что Вася хочет сайт про свою жизнь, богатую приключениями… и даже готов платить…
Но! – стоимость сайта по-прежнему определяется относительно сложного коэффициента человеко/дней – и студенту необходимо определить объем работы… и тут начинается самое интересное.
Вася объем работы определить не может, поскольку «сайт» является для него одним объектом, который вовсе не подразделяется на такие вещи, как html-страницы, java-скрипты, формы и Вася знать ничего не желает о ТАБЛИЦАХ СТИЛЕЙ!
Вариант первый – линейная наработка проекта – когда студент рисует первую страницу, утверждает дизайн, а потом добавляет кнопки и генерит остальные страницы по мере общения с Васей.
Недостатки этого варианта видны сразу, и все их перечислять смысла нет. Основное – проблема, если навигация исполнена в виде графических меню; проблема – если графика с логотипами грамотно порезана где-нибудь в ImageReady, а у Васи идеи по тому, что будет и чего не будет на первой странице, возникают и меняются несколько раз в день и собственно до самого конца работы над проектом; проблема, если Вася имеет необходимость в таких подструктурах сайта, как feedback (чаты, форумы, etc.), обработка информации в базах данных, автоматизация новостийных обновлений … много чего может придумать Вася.
Вариант второй – стребовать с Васи договор о том, что делать и чего не делать и аванс, сделать все по пунктам договора ничего не меняя, прийти с друзьями забрать оплату и потерять Васю как потенциального заказчика навеки… Потому что ТАК НЕ БЫВАЕТ! – что бы по ходу проекта ничего не менялось… и Вася конечно обидится.
В выигрыше как всегда золотая середина. Разрабатывается структура сайта, некоторое время правится, потом принимается относительно стабильный вариант – и только после этого студент садится рисовать дизайн первой страницы.
2. СТРУКТУРАОпять же есть варианты. Умные люди придумали достаточное количество программных продуктов для проектирования структур любого уровня сложности и глобальности. В порядке упрощения:
а) Rational Rose – глобальный и массивный инструмент для проектирования систем любой сложности. Имеет средства для моделирования, анализа, реверс инжиниринга (когда не по модели строется проект, а наоборот – затягивается проект, который анализируется кейсом, и тот генерит модель проекта, включая связи между элементами и динамику обновлений). Один из Add-In`ов Rational Rose – создание и анализ WEB – проектов. Rational Rose поддерживает язык UML (UNIVERSAL modeling language), не сказать, что невозможно сложный в освоении… но уж больно это глобально. Может быть оправдано при разработке корпоративных проектов высокого уровня сложности. Создателям домашних страничек можно не пугаться - Rational Rose им не понадобится.
б) ER Win – чудная кейс система, которую тоже можно использовать для проектирования, имеет Add-Ins для генерации WEB-проектов и для Reverse Engineering . незаменим для любителей XML или всяческих других сложностей. Простой интерфейс, легко разобраться, что где нажимать, что бы нарисовать схему и расставить связи… Начать можно именно с того, что просто втянуть любой (не очень большой) проект в ER Win и посмотреть, как сам кейс отрисует модель, посмотреть свойства созданных объектов, типы связей… Рекомендую!
в) Любой редактор, в котором можно рисовать квадратики, стрелочки-кружочки и набирать буковки. Именно таким способом и были созданы все мои структуры…
Итак, что есть наша первая страница? Если это презентационный сайт, первая страница может быть рекламно-феерическая, но все же даже после просмотра всех ваших гениальных флеш-роликов юзер должен увидеть хотя бы самый простой вариант меню для навигации. Юзабилити вашего творения, его графическое и информационное наполнение - материал для других статей, здесь же рассматривается один из самых основных и сложных шагов создания сайта - проектирование. Если это информационнный сайт, то меню уже с первой страници будет достаточно сложным.
На самом простом варианте структуры сайта указываются основные элементы - навигационное меню, место для логотипа, слоган, навигационное меню по опорным разделам, стрелочками можно указывать связи-ссылки на "внутренние" страницы сайта, пунктирными линиями - логические связи между элементами... Ясная и продуманная структура (как правило) - гарантия того, что вы не столкнетесь с ситуацией, когда заказчик попросит вас "расширить ваше уже построенное 100-этажное здание всего (!!!) на пять метров", не понимая, что для этого требуется разрушить все здание и изменения вносить начиная с фундамента.
Нарисуем все блоки, укажем, что еще не было оговорено (чтобы не забыть) – такую схему уже можно показывать заказчику – пусть утверждает названия кнопок, заголовки, наличие сервисов. На этой же структуре схематически указываются уровни вложености.
Комментариев нет:
Отправить комментарий