В советской литературе вопросы оценки эффективности хозяйственной деятельности сводились, в основном, к максимизации объема прибыли и выполнению плановых показателей. В плановой экономике прибыль на уровне предприятий нормировалась, следовательно, максимизировать ее проще всего было увеличивая объем выпускаемой продукции.
Цель максимизации прибыли, в отличие от точки зрения сторонников рыночного образа мышления, была связана не с тем фактом, что компании могут реализовывать свои экономические интересы максимально эффективно при отсутствии факторов внешней среды, а основывалась на предпосылке, что экономические интересы в советской экономике предприятиями самостоятельно не реализовывались. Иными словами, максимизации прибыли компанией происходила не для того, чтобы преуспеть на рынке относительно других компаний, а для того, чтобы в условиях плановых цен и нормативов выполнить плановые показатели по выпуску продукции.
Тем не менее, по мере все усиливающегося отставания советской экономики от западных стран проблема поиска критериев оценки эффективности хозяйственной деятельности становилась более острой: «Прибыль не может полно выражать реальный конечный результат деятельности производственных звеньев. Прибыль не может в полной мере учитывать реальные потребности интенсивного развития, высокая прибыль возможна и при старой технике, выпуске устаревшей продукции и т.д…» Большой разрыв между спросом и предложением, а также отсутствием стимулов у предприятий к устранению этого разрыва приводил к необходимости поиска новых показателей оценки эффективности.
Необходимость оценки эффективности конкретных предприятий предполагала признание их обособленности в рамках плановой экономики: «Содержание критерия экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятий невозможно понять вне связи с экономическим интересами. Относительная экономическая обособленность предполагает наличие у коллектива предприятия относительно обособленного специфического экономического интереса»3. Возникала следующая проблема — прибыль не являлась стимулирующим показателем на уровне предприятий, а только на уровне всей экономики в целом.
Так как система оценки должна быть единой, то необходимо было предложить сквозной показатель оценки как предприятия, так и экономики в целом. Таким образом, предлагался переход от показателей прибыли к национальному или валовому доходу для совмещения экономических интересов в рамках всей экономики и обособленного предприятия: «Поэтому и эффектом хозяйственной деятельности предприятия является не прибыль, а весь валовой доход…»
Проблема недостаточности критериев эффективности деятельности, построенных на традиционных финансовых моделях заключается в отсутствии учета нематериальных активов — той добавленной стоимости, которую они создают.
Источником происхождения данных активов является человеческий труд, который необходимо рассматривать не только как фактор затрат, но и фактор доходов. Между тем, концепция добавленной стоимости EVA (Economic Value Added) рассматривает эффективность только как превышение рентабельности используемого капитала над затратами на его привлечение.
При этом затраты на труд считаются только как издержки. Учитывать трудовой ресурс как фактор расходов при оценке предпринимательской деятельности неверно, так как он является основой ее возникновения. Сближение этих позиций возможно через оценку стоимости компании посредством интегральной модели, включающей как традиционные финансовые показатели, так и показатели участия трудовых ресурсов в создании стоимости.
Проблема замещения показателя прибыли на другой показатель эффективности деятельности в советской экономике идентична проблеме выбора перехода к показателю стоимости компании в западных компаниях. Эта проблема выбора типа хозяйственного мышления, который позволил бы собственникам или инвесторам правильно ставить задачи своим наемным менеджерам для того, чтобы максимизировать отдачу от своих вложений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий