пятница, 9 сентября 2011 г.

Business efficiency: смена мышления


С точки зрения различных вариантов хозяйственного мышления, определять показатель результата деятельности компании, который является базой для оценки ее эффективности, можно по-разному. За последние десятилетия, как следствие эволюции хозяйственного мышления, представления об эффективности не раз менялись. Одним из самых заметных изменений стал произошедший в ХХ веке переход от экономического (рыночного) образа мышления к стоимостному. (Следует отметить, что в рамках обеих концепций показатели результата не отвергают друг друга, а дополняют.)

Первый вариант хозяйственного мышления описывал в свой книге «Экономический образ мышления» (1973) Пол Хейне. Его подход — полностью независимая от внешнего регулирования система оценки, когда агенты рынка принимают решения на основе своей личной выгоды, без учета позиций остальных агентов. Соответственно выстраиваются и критерии эффективности деятельности. Компании абстрагируются от любых нерыночных факторов, а также, во многом, от влияния прочих агентов рынка и сосредотачиваются на оптимизации «автономного» развития. На первый план выходят показатели прибыльности, которая во многом достигается за счет снижения внутренних издержек. Последующие эффекты от принимаемых в текущий момент решений учитываются в минимальной степени.

Все это во многом отражает идеи сторонников маржинального подхода, в котором критерием эффективности выступает равенство предельных издержек и выгод. Однако в рамках данного подхода присутствуют серьезные ограничения. Во-первых, его сторонники не принимают во внимание такие факторы, как изменения в налоговом законодательстве, особенно частые в условиях переходной экономики, и сокращение объемов продаж в результате действий конкурентов. Между тем, они серьезно влияют на показатели эффективности деятельности компании.

Кроме того, этот подход выгоден менеджерам предприятий, мотивация которых зависит от прибыльности прошедшего периода, но не обязательно выгоден самой компании: приняв решения, направленные на сокращение затрат, менеджеры способны добиться значительных результатов за один период, однако негативные результаты этих решений могут повлиять на результаты следующих периодов и привести к затормаживанию развития компании. В таком случае компания будет эффективной в текущем, краткосрочном периоде и неэффективна в долгосрочном.

С середины 80-х годов на смену рыночному мышлению начинает приходить новый вид хозяйственного мышления, основанный, прежде всего, на том, что невозможно оценивать эффективность деятельности компании вне зависимости от окружающей ее среды. Говоря о рыночном подходе, можно провести аналогию с автомобильным движением: вряд ли оно было бы возможно, если бы не существовали четко определенные правила движения, система санкций за их нарушение, требования к водителям, опыт вождения.
Возникает потребность в новом показателе, оценивающим эффективность деятельности организации, который призван учитывать взаимоотношения с другими агентами, типы нерыночных отношений, которым подвержена компания, а также ожидаемые эффекты от текущей деятельности. Этот показатель — прирост стоимости компании.

Еще в 1960-х годах Джеймс Тобин в работе «Национальная экономическая политика» («National Economic Policy», 1966) предложил новую «теорию выбора портфельных инвестиций». Он показал, что для того чтобы добиться сбалансированности в своих инвестиционных портфелях, инвесторы стремятся сочетать инвестиции с повышенной степенью риска с менее рискованными. Исходя из моделей равновесия активов в сочетании с анализом движения запасов ценных бумаг, Тобин выдвинул новую концепцию «фактора q» — коэффициента, который выражает отношение рыночной стоимости активов в материально-вещественной форме к затратам на их замещение.

Стоимость компании, в отличие от прибыли, связана не только с показателями прибыли компании, но также с ее перспективами и рисками получения данной прибыли. Таким образом, произошла переориентация от рыночного, экономического типа мышления к стоимостному. Его основной целью является максимизация стоимости компании, а основными факторами создания стоимости являются показатели денежного потока, учитывающие влияние внешних и внутренних факторов и взаимодействий с контрагентами компании. Основная цель детализируется на несколько целей более низкого уровня и так далее в зависимости от уровня управления.

Коэффициент Тобина, как правило, используется аналитиками для оценки инвестиционных перспектив компании. Оценка эффективности предпринимательской деятельности и инвестиционной привлекательности — тождественные цели, так как предпринимательская функция инвесторов, собственников состоит в том числе в поиске способов наилучшего вложения капитала. Коэффициент Тобина также интерпретируется как стоимость «невидимых» активов компании, таких как интеллектуальный капитал, организационные возможности. Следовательно, можно сделать вывод, что чем выше уровень подобных активов, тем выше эффективность деятельности компании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий