суббота, 17 сентября 2011 г.

Стратегия управления: бизнес в современной России

Обращение к культурной тематике при изучении экономических процессов в современной России необходимо по следующим причинам:

– для укрепления позиций Российской Федерации на мировой арене требуется переход на инновационный путь развития. Это осознается и политической элитой страны, и научным сообществом, и бизнесом. Однако инновационная экономика требует формирования соответствующей культуры предпринимательства. Пока еще такая культура не сформирована и более того, выражаясь языком А. К. Гастева, нам сегодня нужна не просто культура, нам нужна культурная установка. К сожалению, культурной установки на формирование инновационной экономики на политическом, научном и хозяйственном уровнях организации нашего общества еще не существует;

– по мнению профессора Е.Г. Ясина, с 1992 г. Россия прошла следующие этапы преобразований: первый этап реформ — 1992–1998 гг., завершившийся кризисом; второй этап — после 1998 г., который еще продолжается, хотя и с падающей динамикой. Сегодня назревает третий этап, когда решающую роль будут играть изменения в системе ценностей, в культуре. Ученый отмечает, что для развития и распространения продуктивной системы ценностей, содействующей процветанию страны в пост-индустриальную эпоху, нужны время, продолжение и завершение либеральных институциональных реформ, последовательная демократизация, гуманизация власти, политики и общественной жизни. Можно добавить еще один важный аспект, а именно — наличие адекватной современным реалиям общественной жизни, комплексной методологии изучения динамики социально-культурных факторов и управления ими. На сегодня такая методология отсутствует;

– для дальнейшего гармоничного развития российского общества необходимо коренным образом менять мировоззрение россиян, которые должны понять, что потреблять можно лишь то, что создано своими собственными руками. Жизнь в долг за счет счастья будущих поколений россиян, за счет кредитов, предоставляемых другими странами (по которым рано или поздно, но все равно придется расплачиваться), за счет «проедания» того, что было создано нашими отцами и дедами, за счет безжалостной эксплуатации природы — это тупиковый путь. Необходим отход от реалий трофейной экономики. К сожалению, осознание этого только начинает проникать в культурные установки нашего народа. Пока этот «культурный переворот» не произойдет, российская экономика вряд ли сумеет отойти от примитивного торгово-ростовщического капитализма.

Одним из составных элементов методологии изучения динамики социально-культурных факторов и управления ими может стать теоретическая конструкция, посвященная развитию организационной культуры в системе отечественного предпринимательства. Актуальность создания такой конструкции продиктована тем, что

во-первых, предпринимательская система предстает как один из ключевых системных блоков жизни современного российского общества, а организационная культура, в свою очередь, может рассматриваться как важный фактор, влияющий на продуктивное развитие данной системы;

во-вторых, современное общество вступает в качественно новую стадию своего развития, связанную с глобализационными процессами, что существенным образом влияет на источники формирования и развития организационной культуры;

в-третьих, российское предпринимательство проходит сложную трансформацию от организационной культуры, характерной для «дикого» рынка, к организационной культуре цивилизованной экономики, что также требует системного осознания этого процесса;

в-четвертых, до сих пор существуют ключевые методологические проблемы, препятствующие комплексному восприятию феномена организационной культуры (бессистемное рассмотрение элементов, формирующих организационную культуру и задающих ей развитие; методологическая путаница, связанная с междисциплинарным происхождением рассматриваемой концепции; неустоявшаяся терминология и отсутствие однозначного категориально-понятийного аппарата, а также систематизации сопряженных понятий организационной культуры, что приводит к многоликой трактовке и провоцирует углубление управленческой стагнации предпринимательских структур и их менеджмента; обилие «полевых» исследований, результаты которых порою прямо противоречат друг другу; сложности изучения проблем, возникающих на стыке взаимодействия экономики, управления и культуры);

в-пятых, на сегодня накоплен огромный теоретический и прикладной материал, касающийся места и роли организационной культуры в системе предпринимательства, который требует дальнейшей систематизации, обобщения и интеграции (необходимость интеграции видится, прежде всего, применительно к зарубежной и отечественной теории и практике);

в-шестых, мировая экономика вступает в характерную для рынка циклическую фазу рецессии. Сумеет ли отечественная система предпринимательства достойно преодолеть ее, во многом зависит от культурных установок как самого бизнеса, так и всего населения страны в целом. Духовные (религиозные) и светские ценности (вера в научнотехнический прогресс, в человека и его способности, гуманизм) будут способствовать более быстрому выходу из кризисной ситуации. Таким образом, культура предстает как важный стратегический ресурс, адекватное использование которого позволит скорректировать или даже устранить многие текущие и возможные проблемы российского предпринимательства.

P.S. Все вышеизложенное говорит о необходимости еще более глубокого и всестороннего развития концепции организационной культуры, особенно применительно к такому сложному вопросу современной экономики, как формирование и управление организационной культурой в предпринимательстве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий