суббота, 27 августа 2011 г.

Business efficiency: успех компаний сегодня

Среди многочисленных названий: переход к «организации XXI столетия» (по Ровану Гибсону), «промышленная революция наоборот» (по Майклу Хаммеру), создание «великих компаний» (по Джиму Коллинзу)

С точки зрения наиболее осмысленным является термин, который предложил Ричард Кох: «революция 80 на 20». Кох вкладывает в этот термин еще и тот смысл, что приоритет скоро получат небольшие компании.

Революция качества, которая прошла в 1950–1990 годах тоже опиралась на правило «немногого главного», «принцип 80/20». Как мы помним, применяя принцип Парето, т.е. принцип 80/20, Джуран и Деминг стали инициаторами экономического бума в Японии, а затем перестройки бизнеса во всем мире. Сейчас многие авторы говорят о революционных изменениях в ведении бизнеса, которые должны произойти уже в XXI веке.

Безусловно, идея качества как ведущего принципа ведения бизнеса является очень ограниченной. У всех перед глазами пример корпорации «Майкрософт», которая заняла рынок программного обеспечения не благодаря качеству, а благодаря концентрации на небольшом количестве наиболее используемых функций программного обеспечения. Именно эта концентрация обеспечила решающий перевес в скорости и одновременно признание потребителей. При этом низкое качество их продукции стало «притчей во языцех» у всех программистов. Часто они предпочитают называть эту корпорацию «мелкософт», чтобы подчеркнуть переизбыток ошибок и недочетов в продукции. Вместе с тем, операционная система UNIX, которую программисты любят за высокую устойчивость и широко понимаемое качество работы, не находит признания у «широких масс».

Можно констатировать, что корпорация «Майкрософт» действовала максимально эффективно, но эта эффективность была достигнута за счет достижения максимальной удовлетворенности пользователей в отношении наиболее востребованных функций. Именно это позволяло ей выигрывать время, которое оказалось решающим в захвате рынка.

Далеко не всегда именно время является решающим. Революция эффективности в том и состоит, что настраивает компании на выявление моментов, которые являются решающими в конкретной ситуации, и умелой концентрации своих сил именно на них.

Идея принципа 80/20 в том, что в мире присутствует очень сильный дисбаланс. «Отец менеджмента» Питер Друкер писал: «В социуме (т.е. в социальных явлениях — прим. МВ) очень небольшое количество событий, располагающихся в области одного экстремума — от 10 до максимум 20% — вызывают 90% результатов, в то время как наибольшая часть событий вызывает 10 или менее 10% результатов». Так что по сути в формулировке Друкера этот принцип надо было бы назвать 90/10.

Итого: Если брать те величины дисбаланса, которые вошли в название принципа, то мы получим, что эффективность усилий при выборе различных способов достижения цели может меняться в 4 × 4 = 16 раз. Причина этого дисбаланса в сильной «нелинейности» мира. Приведу пример Ричарда Коха: товар, который лучше товара конкурента на 10%, продается лучше на 50%, а прибыли приносит больше на 100%.

Комментариев нет:

Отправить комментарий