Наше подсознание недооценивает, насколько мир неоднороден. Неоднородность мира выражает «принцип 80 на 20» (80/20).
Из принципа 80/20 легко получить два следствия:
1 следствие — Принцип концентрации:
Важно, чтобы усилия сотрудников фирмы концентрировались на малом количестве действий, способных дать значительные результаты. Человеческие ресурсы должны быть сконцентрированы на нескольких главных благоприятных возможностях, и прежде всего это справедливо для дефицитнейшего, самого дорогого, но также самого эффективного из всех человеческих ресурсов, существующих в бизнесе, — дляуправленческого таланта.
То есть необходимо концентрироваться на действиях, которые дадут наибольший эффект, к тому же концентрировать надо ресурс, который в первую очередь и определяет эффективность — способных управленцев. К тому же из этого принципа следует, что набор хороших управленцев и создание для них хороших условий труда является решающе важным делом.
Кстати, в отличие от общепринятого мнения, эффективность управляющего и его лидерские способности мало коррелируют между собой. Когда Друкер описывает известных ему эффективных управляющих, он пишет: «Среди всех них можно даже отыскать тех, которые в принципе отвечают требованиям «лидера». Тем не менее, многие абсолютно бесцветны и не выделяются из общей массы».
Считается, что лидерские качества необходимы для того, чтобы создать энтузиазм у сотрудников. Но действительность доказывает нам, что правильный энтузиазм создается благодаря другим причинам (общей успешности компании и наличию правильного коллектива). К слову, Друкер пишет, что еще в юности нашел простой способ определить, насколько хорошо управляется организация. Если в организации царит атмосфера лихорадочной деятельности и соответствующий этой атмосфере энтузиазм, то организация управляется плохо. В хорошо управляемых организациях скучно и все идет своим чередом.
2 следствие — Принцип непредсказуемой простоты:
Из принципа 80/20 также следует, что поведение почти любой системы в основном определяется небольшим количеством факторов. Но какие именно это факторы предсказать чрезвычайно сложно. Это следствие можно выразить следующими словами: Мир прост непредсказуемым образом. То есть любая система описывается просто, но каким образом предсказать сложно. Одно и то же явление в разной ситуации может описываться различными параметрами, но в том и в другом случае параметров будет небольшое число. Проблема в том, чтобы понять какие это параметры и как они влияют на явление.
Принципу простоты, но в упрощенном виде, без учета непредсказуемости, посвящена очень полезная книга «Сила простоты: Руководство по успешным бизнес-стратегиям». Ее написал последователь Питера Друкера. известный бизнес-консультант Джек Траут. Воззрение на мир, которое опирается на принцип непредсказуемой простоты, традиционно называется диалектикой, а подход — диалектическим подходом или даже диалектическим методом. Эта диалектика не совпадает с диалектикой Гегеля-Маркса-Ленина, так как законы «единства и борьбы противоположностей» и «отрицания отрицания» являются просто частным — «одномерным» — случаем диалектической изменчивости. Кроме того, у Гегеля и Маркса диалектика является основополагающим принципом, первопричиной, а в нашем случае диалектика — всего лишь следствие других причин и относится только к описанию сложных систем. Зато положение «Практика — критерий истины» является одним из основополагающих.
Из этого принципа, в частности, следует следующее: чтобы управление было успешным необходимо иметь опыт в конкретной сфере деятельности. Этот опыт может иметь или непосредственно лицо, принимающее решение (тогда оно само будет выполнять функции эксперта), или работающие с ним эксперты.
Как мы можем использовать сильнейшую неоднородность нашего мира и, прежде всего, мира бизнеса? Конечно, принцип концентрации дает только самую общую основу для эффективной деятельности. Но часто не учитываются даже элементарные соображения.Сегодня ни один из принципов эффективности не нарушается с таким постоянством, как основной принцип концентрации. Чтобы подчеркнуть это, без дополнительных комментариев приведем соображения Питера Друкера только по одному единственному вопросу (из книги «Эффективный управляющий», 1966 г.):
- Мы должны опираться на сильные стороны сотрудников и нейтрализовать их слабости. «Придание сильным сторонам (сотрудников — прим. МВ) наивысшей продуктивности является важнейшей целью организации. Конечно, организация не может устранить все наши многочисленные слабости, но она способна нейтрализовать их. В задачу организации входит использование сильных сторон каждого ее члена в качестве основы для достижения результатов». Сейчас многие говорят о том, что большую часть прибыли в наше время приносят нематериальные активы. Но они во многом состоят именно из сильных сторон сотрудников.
- Поэтому «принимая кадровые решения, он (эффективный управляющий — прим. МВ) делает упор на наличие достоинств, а не на отсутствие недостатков у работников. Ставка на «безупречных» людей, имеющих одни только достоинства и никаких недостатков (вместо «безупречных» могут быть использованы такие выражения, как «цельная личность», «зрелый человек» или «дисциплинированный человек»), говорит о посредственности, если не о некомпетентности управляющего. Горные вершины перемежаются с плато, а достоинствам человека сопутствуют недостатки».
- При этом нельзя подгонять «должности под личность». Ни одна организация не может себе этого позволить. Поэтому необходимо создавать только такие должности, на которые можно найти талантливого сотрудника. А ведь часто можно наблюдать, что должность создается так, чтобы минимизировать потребность в информационном обмене. На многих должностях даже талантливые управленцы терпят фиаско. Например, в каждом учебнике по маркетингу содержится заключение, что управление сбытом, а также реклама и продвижение продукции находятся в ведении одного управляющего по маркетингу. Опыт крупных производителей маркированных изделий и массовых потребительских — товаров свидетельствует, однако, что такое широкое толкование обязанностей руководителя службы маркетинга неверно. Действительно, в этом случае требуется сочетание эффективности в реализации продукта как неодушевленного предмета с эффективностью в рекламе и продвижении, то есть с умением воздействовать на людей. Такие качества редко сосуществуют в одном человеке.
Итого: На самом деле вопрос правильного подбора управляющих является одним из решающих. Но кто опирается на приведенные выше соображения? А кроме них существует еще множество других, тоже очень важных и решающих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий