воскресенье, 17 июля 2011 г.

Business efficiency: система управленческого учета и бенчмаркетинг в качестве инструмента контроля и анализа

На сегодняшний день важную роль в обеспечении конкурентоспособности российской организации играет эффективно построенная система управленческого учета (СУУ). Эффективным средством контроля системы управленческого учета на предприятии в современных условиях хозяйствования является внутренний аудит системы управленческого учета.

В настоящее время в силу резкого обострения конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках эффективность системы управленческого учета является фактором, определяющим выживание и целенаправленное развитие предприятия. В связи с этим большую значимость будут приобретать вопросы оценки эффективности системы управленческого учета, что и составляет предмет управленческого аудита.

Внутренний аудит системы управленческого учета представляет собой комплекс контрольных мероприятий, направленных на проверку эффективности системы управленческого учета, осуществляемый службой внутреннего контроля и иными экономическими субъектами, а именнооценку эффективности системы управленческого учета и иных объектов управления в процессе решения поставленных перед ними задач и выполнения возложенных на них функций.

Одним из наиболее актуальных вопросов, касающихся оценки эффективности систем управленческого учета на предприятии, является следующий: «Уделяет ли система управленческого учета должное внимание окружающей среде бизнеса, в которой действует предприятие?» Для того чтобы ответить на него положительно, необходимо осуществление в рамках системы управленческого учета «бенчмаркинга».

Руководители должны исходить из концепции, подразумевающей, что система управленческого учета должна постоянно развиваться, самосовершенствоваться и модернизироваться. Это позволит предприятию поддерживать конкурентоспособность и адаптироваться к постоянно меняющейся окружающей его бизнес-среде.

Следовательно, чтобы оптимизировать систему управленческого учета необходим перспективный план ее развития. Это позволит поддерживать систему управленческого учета на должном уровне и минимизировать затраты на ее содержание. При определении такого должного уровня руководству следует принимать во внимание не только внутренние задачи предприятия, но и внешнюю среду — т.е. проводить «бенчмаркинг».«Бенчмаркинг» позволит предприятию отслеживать изменение и положение его конкурентного окружения, его слабые и сильные стороны, что позволит принимать на основе полученной информации верные решения для обеспечения нужного уровня конкурентоспособности предприятия в отрасли.

«Бенчмаркинг» следует использовать, чтобы определить некий объем сделанной работы, опираясь на некоторые точки отсчета. Этот термин также применяют для того, чтобы оценить эффективность различных компаний. В последнем случае в качестве эталонных отметок (или точек отсчета) выступают показатели эффективности работы компании (например, показатели соотношения затрат и выгод, а также лучшие примеры из практики, взятые в качестве характерных черт компаний конкретно взятой отрасли) и/или средние показатели по отрасли.

Например, в рамках действующей системы управленческого учета предприятие «А» может создать систему показателей относительно положения компании «А» другой компании «В» или нескольких близких конкурентов и предприятия — лидера «С».

Внутренний аудит системы управленческого учета благодаря такому инструменту сможет осуществлять проверку через анализ выполнения установленных нормативных показателей эффективности работы отделов, на которые возложены обязанности по их обеспечению. На основе проведенной проверки следует разработать рекомендации, которые будут направлены на совершенствование работы предприятия и повышение его эффективности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий