Следует признать, что правильное понимание ситуации в компании невозможно при отсутствии достоверной оценки текущего положения дел, информации о состоянии рынков и конкурентах, а также без непредвзятых, обоснованных прогнозов будущего. Инструментарий финансового и инвестиционного менеджмента предлагает большое количество аналитических подходов к оценке эффективности управленческих решений. Использование тех или иных методов, показателей всегда тесно связано с конкретными потребностями оценки.
Чтобы измерить намеченный результат, цели и задачи должны быть максимально конкретными. Поэтому лучше избегать абстрактных формулировок целей, как, например, «развитие бизнеса», «увеличение доли рынка и доходов», поскольку данные тезисы не предлагают механизмов для достижения этих целей и не позволяют сделать предположения о соответствующих индикаторах результатов. В более компактной форме измеримая цель, скажем, транспортной компании может быть определена как «увеличение валовой прибыли от перевозки грузов в международном сообщении на 10% в год» или для компании-производителя легковых автомобилей как «увеличение акционерной стоимости компании на 15% за счет повышения эффективности использования активов». В обоих примерах речь идет о различных типах стратегии бизнеса, которые неотъемлемо связаны с миссией и ценностями, а также стадией зрелости компании.
Мышление менеджеров транспортной компании, которая стремится повысить валовую прибыль, ориентировано, прежде всего, на операционную эффективность. И это вполне оправдано на стадии выхода на рынок, захвата новых сегментов, когда применяется стратегия роста. В примере с производителем автомобилей в качестве тактических задач менеджеры должны сконцентрироваться на оценке и контроле рациональности использования основных средств, сырья и материалов, собираемости дебиторской задолженности, а также сегментировать статьи расходов из прибыли к распределению по срочности и отдаче, то, что принято называть qualifying distribution. Стратегия контроля затрат и ориентации на акционеров характерны для более зрелых компаний, обладающих уникальным конкурентным преимуществом и стремящихся, сохраняя стабильность на рынке, оптимизировать внутренние процессы.
Соответственно в первом случае в качестве базового индикатора используется Gross Margin Ratio в отношении управления себестоимостью, а так же NPV в качестве абсолютного показателя и Profitability Index в качестве относительного, если повышение обеспечивается капитальными вложениями в увеличение фиксированных активов компании. Во втором случае операционным индикатором может выступать ROA, а в качестве стратегических применены относительный ROE и абсолютный EVA. Формулы данных показателей приводятся ниже.
Gross Margin Ratio. В отечественной практике финансового анализа этот показатель известен как Валовая рентабельность (%):
, где
Gross Revenue — валовой доход;
Net Sales — доход от реализации.
NPV (Net Present Value). Это показатель еще называется Чистый дисконтированный доход. Он отражает текущую дисконтированную стоимость будущих финансовых результатов компании.
, где
NCF (Net Cash Flow) — свободный денежный поток;
TV (Terminal Value) — ликвидационная стоимость компании (проекта);
WACC (Weighted Average Cost of Capital) — средневзвешенная стоимость капитала, используемого компанией.
Profitability Index (PI) - индекс доходности инвестиций, который отражает, какой денежный поток генерируется компанией на 1 у.е. капиталовложений.
, где
CI (Capital Investment) — капитальные вложения.
ROA (Return on Assets) — показатель рентабельности активов компании.
, где
Net Income — чистая прибыль после уплаты КПН;
Total Assets — сумма активов компании.
ROE (Return on Equity) — показатель возврата на собственный капитал.
, где
Equity — Собственный капитал компании.
EVA (Economic Value Added) — экономическая добавленная стоимость. Показатель экономической добавленной стоимости определяется по следующей формуле:
EVA = NOPAT − WACC × ACE, где соответственно
NOPAT — чистая операционная прибыль после уплаты налогов, скорректированная на величину процентов по обслуживанию используемого капитала;
NOPAT = EBIT × (1 − t), где
EBIT — прибыль компании до выплаты процентов за использование капитала и КПН;
t — ставка корпоративного подоходного налога с компании (КПН).
ACE — средняя величина собственного капитала компании, скорректированная на величину процентных обязательств.
, где
j - количество элементов капитала компании (привилегированных и простых акций, облигаций, внутренних и внешних банковских займов и т.д.);
k — доля элемента капитала в капитале компании;CC — стоимость элемента капитала компании в долях.
Фундаментальные показатели, подлежащие анализу, должны отражать основные цели ключевых направлений деятельности компании, которые определены в стратегии и бизнес плане.
Комментариев нет:
Отправить комментарий