Наряду с этим можно говорить о стандартном наборе показателей топового уровня, не имеющих прямой привязки к выбранной стратегии (то есть об общих показателях, обязательных для отслеживания). К примеру, выручка, прибыль, рентабельность капитала, стоимость бизнеса, число рекламаций, доля брака, степень загрузки мощностей, текучесть кадров — все они актуальны для подавляющего большинства компаний независимо от выбранной стратегии.
Эти показатели целесообразно рассматривать также с позиций частоты расчета их значений. Так, остаток денежных средств, как правило, отслеживается ежедневно, а оценку индекса удовлетворенности персонала в большинстве компаний могут себе позволить не чаще одного раза в год.
Финансовый показатель EVA (Economic Value Added — экономическая добавленная стоимость), информирующий пользователя о том, насколько повысилась (снизилась) стоимость компании, претендует на универсальность (независимость от отрасли, размера компании и типа выбранной стратегии). Суть формулы проста: стоимость компании растет в том случае, если заработанной прибыли (после вычитания всех затрат) с лихвой хватает на выплату дивидендов (затраты на использование собственного капитала) и процентов (обслуживание заемного капитала).
Другими словами, добавленную стоимость (Value Added) компания получает в том случае, если рентабельность ее активов (Return on Assets, ROA) превышает средневзвешенные затраты на капитал (Weighted Average Cost of Capital, WACC). Разница между рентабельностью активов и средневзвешенными затратами на капитал именуется термином «spread». Другими словами, стоимость компании увеличивается, если ROA > WACC, и уменьшается, если ROA < WACC.
Средневзвешенные затраты на капитал (WACC) — ключевой элемент этой формулы, они задают минимальный уровень рентабельности активов по прибыли. Значение показателя WACC рассчитывается сложением доли собственного капитала, умноженного на его стоимость (в %), и доли заемного капитала, умноженного на его стоимость (в %). Предположим, что доля собственного капитала в условной компании составляет 0,4, а доля заемного — 0,6. Стоимость собственного капитала оценивается в 20% годовых, а стоимость заемного — в 15%. Тогда средневзвешенные затраты на капитал будут равны 17%.
Следовательно, рентабельность активов (ROA) такой компании должна быть больше 17% годовых, чтобы заработанной прибыли хватило на покрытие стоимости собственного и заемного капитала.
Эту же ситуацию можно рассмотреть не в относительных величинах (%), а в абсолютных (евро). Предположим, доходы условной компании за отчетный период составили €200 000, а расходы — €155 000. После вычитания из прибыли затрат на собственный капитал (€20 000) и затрат на заемный капитал (€15 000) остается €10 000. Прибавив эту сумму к величине собственного капитала, мы получим величину роста стоимости бизнеса.
Есть основания утверждать, что этот показатель равно интересен и для огромного концерна DaimlerChrysler, и для компании средних размеров, и для индивидуального предпринимателя. Поскольку все они работают с активами определенных размеров, зарабатывают прибыль и стремятся к тому, чтобы ее величины хватило на покрытие затрат, связанных с использованием капитала.
Пути достижения одного и того же значения рентабельности активов (скажем, 18%) зависят как от вида отрасли, так и от типа стратегии. К примеру, гипермаркет заработает свои 18% умножением 3-процентной рентабельности продаж на оборачиваемость активов, составляющую 6 раз, а бутик — умножением 36-процентной рентабельности на оборачиваемость, равную 0,5. Показатель рентабельности активов ROA (составной элемент формулы EVA) можно представить как результат умножения рентабельности продаж на оборачиваемость активов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий