суббота, 17 сентября 2011 г.

Стратегия управления: роль организационной культуры в развитии бизнеса

Стремись к успеху, старайся превзойти себя,
люби своих друзей, говори правду, будь верен, уважай родителей. Эти жизненные принципы помогут тебе достичь совершенства, сделают сильным, дадут надежду и приведут к истинному величию. Джо Уайдер

Окружающий нас мир можно условно разделить на три большие сферы: мир неживой природы, живая природа и человеческое общество. В каждой из этих сфер реализуются процессы управления, которые становятся объектами изучения соответствующей отрасли научного знания. Управление машинами и механизмами исследуют инженерно-технические науки, естественные науки посвящают свою деятельность рассмотрению управления в биологических, химических, физических и геологических системах, а управление в человеческом обществе находится в поле зрения общественных наук — политологии, социологии, экономики, этики и т.д.

Такая научная специализация обусловлена тем, что в каждой из рассматриваемых сфер процессы управления имеют свои характерные особенности, выявить, описать и исследовать которые можно, лишь используя относительно обособленные научные методы. Однако существуют и общие закономерности, имеющие место быть в любых управленческих процессах. Возникновение данных закономерностей связано с тем, что, во-первых, между рассматриваемыми сферами нет четких границ: они взаимопроникают и накладываются друг на друга, и, во-вторых, эти сферы выступают как подсистемы одной большой системы — окружающего нас мира.

По этой причине возникают междисциплинарные теории, которые могут одинаково эффективно использоваться всеми отраслями научного знания при изучении управления, например: синергетика, теория хаоса, общая теория систем, эволюционная теория, кибернетика, теория познания и т.п. Однако так было не всегда: начиная с эпохи Просвещения четко обозначаются три хронологических этапа, и каждый из этих этапов характеризуется разным пониманием проблем управления в научном знании.

Первый и самый ранний этап отличается тем, что наука воспринимает окружающий мир с механистических позиций. В рамках данного этапа отсутствует четкая научная специализация (этот тезис подтверждается большим количеством среди ученых того времени «энциклопедистов» — людей, одновременно работающих в химии, физике, математике, экономике, биологии, философии и т.д.). Вершиной первого этапа стало появление основных отраслей научного знания.

Второй этап связан с углубляющейся специализацией в рамках отдельных отраслей науки, благодаря которой делаются выдающиеся открытия в самых разных областях окружающего нас мира. Однако научная специализация стала не только ускорителем развития нашей цивилизации, но в определенном смысле и тормозом, т.к. обособление, в первую очередь, естественно-научной и гуманитарной культур стало одной из причин как антропогенных катастроф ХХ в., так и обострения глобальных проблем современности, особенно экологической.

Величайшей заслугой и вершиной развития науки в этот период времени становится системное видение, которое позволяет устранить отдельные недостатки, характерные для глубокого разделения научного труда и на более высоком уровне изучать проблемы управления.

Современный (третий) этап включает в себя две тенденции — биологизацию и гибридизацию. Биологизация — это построение и исследование моделей поведения сложных объектов и способов управления ими на основе имитации механизмов, реализованных природой в живых существах. В свою очередь, под гибридизацией понимается совместное применение различных методов и(или) моделей для обработки информации об одном и том же объекте.

Парадигма такого подхода основана на том, что любая сколь угодно сложная искусственная модель реального объекта всегда будет примитивнее и проще оригинала, и только многоаспектное его изучение с последующей интеграцией получаемых результатов позволит обрести необходимые знания или приблизиться к оптимальному решению. Таким образом, цитируя У. Уивера, можно говорить о том, что наука вначале столкнулась с организованной простотой (механика), затем — с неорганизованной сложностью (статистическая физика), а теперь — с организованной сложностью (жизнь).

P.S. Соответственно рассмотренным выше этапам развивалось познание самого человека, его места и роли в управленческих процессах — от теоцентризма (человек есть результат творения высшей Божественной силы), и космоцентризма (сущность человека — его физическое тело, а сам человек выступает как часть физического мира) к антропоцентризму (человек — вершина природных процессов, их первопричина), а затем к социоцентризму (человек — общественное существо).


Комментариев нет:

Отправить комментарий