Сравнительный анализ — «бенчмаркинг» — финансовой эффективности позволяет компании оценить свои сильные и слабые стороны по сравнению со своими конкурентами и лучшими примерами из мировой практики и на основе этого определить рыночные ниши (как фактически существующие, так и потенциальные) для своей продукции. Он обеспечивает компанию инструментарием для определения и поиска своих фактических и потенциальных конкурентов, а также возможных партнеров по производственной кооперации и слияниям.
Предприятие может проводить «бенчмаркинг» практически любого вида деятельности, который поддается измерению. Такое сравнительное исследование должно начинаться с идентификации детерминант успешной деятельности в данной отрасли. Ключевыми вопросами в этом отношении будут:
– Что могло бы привести к наиболее существенным улучшениям в финансовой деятельности данной компании? Сюда может входить следующее: уровень отходов и брака, уровни хранения запасов, объем незавершенного производства, себестоимость сбыта и реализация продукции в расчете на работника, а кроме того, набор показателей, характеризующих условия привлечения капитала в компанию, и, прежде всего, средневзвешенный процент на капитал (WACC), а также отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу (D/E).
– Что могло бы привести к наиболее существенному прогрессу во взаимосвязях компании с клиентами? Сюда может входить следующее: постоянство и согласованность продукции и услуг, время производственного цикла, осуществление доставки продукции, отзывчивость на требования клиента.
Предприятие может начать поведение «бенчмаркинга» с тех областей, в которых оно несет наибольшие расходы или которые связывают большую часть его наличных ресурсов.
Однако до того, как начать это сравнительное исследование, необходимо ввести в компании надежную и эффективную систему измерения. «Бенчмаркинг» — это не только инструмент сбора информации. При «бенчмаркинге» проводится сопоставление данных компании с данными по отрасли или данными основных конкурентов, то есть, собранные данные представляются в некой перспективе. Принимая во внимание, что ряд сотрудников компании занимается сбором информации, этот процесс способствует лучшему осмыслению положения дел в компании. «Бенчмаркинг» представляет собой вклад в стратегической план для руководства компании. Он предлагает взглянуть на другой стиль работы, а также на новую корпоративную культуру, которая лучше стимулирует внутрифирменную конкуренцию.
Исходя из различных задач, стоящих перед «бенчмаркингом», можно выделить несколько его видов:
– Внутренний «бенчмаркинг», при котором сопоставляется практика и деятельность аналогичных подразделений в рамках одной организации. Более того, такое исследование включает сопоставление практики и деятельности одного и того же подразделения в течение всего периода времени. Это может стать для предприятия первым шагом к началу проведения «бенчмаркинга».
– Конкурентный «бенчмаркинг», при котором сопоставляется практика и деятельность данной компании с практикой и деятельностью ее конкурентов. Фактически, этим занимаются постоянно, поскольку это является важной составной частью бизнес-стратегии.
– Отраслевой/функциональный «бенчмаркинг», при котором оценивается место компании в данной отрасли или функциональная область по нескольким отраслям. Полезно провести сравнение затрат или мер по повышению эффективности с ситуацией в этой области в других аналогичных организациях. Однако данные необходимо интерпретировать с осторожностью, поскольку сравнение не всегда может быть обоснованным.
Названные типы «бенчмаркинга» выполняются в рамках одной отрасли. Однако «бенчмаркинг», выходящий за пределы одной и той же отрасли, также возможен. К примеру, компания, действующая в одной отрасли, может сопоставить себя с компанией, действующей в другой отрасли, однако по одному и тому же типу процесса. Например, сеть отелей может провести «бенчмаркинг» своей системы бронирования, сопоставив его с системой бронирования, действующей на авиалинии. Этот вид называется «бенчмаркинг бизнес-процессов» (process benchmarking).
Задачи «бенчмаркинга» можно сформулировать следующим образом:
– установить конкурентное положение и определить относительно слабые стороны;
– развивать сознание необходимости изменяться и совершенствоваться;
– собирать идеи о том, как добиться крупных прорывов в осуществлении процессов;
– определить «лучшие в своем роде» примеры практики;
– развивать творческие и новаторские подходы к реконструкции процессов;
– способствовать разработке выходящих за рамки оперативного планирования целей, значительно более высоких, чем текущие цели деятельности.
– разрабатывать новые методики повышения качества, уровня обслуживания и эффективности;
– содействовать переменам в культуре компании и в умонастроениях в направлении совершенствования бизнес-процессов.
Методология «бенчмаркинга» вытекает из определения процесса проведения «бенчмаркинга». На уровне компании это предполагает проведение сравнения между данной компанией и ее аналогами, в котором можно выделить два аспекта:
– установление аналога, с которым будет сравниваться данная компания.
– выбор и использование параметров и показателей, по которым будет проводиться сопоставление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий