В новой институциональной экономической теории (НИЭТ) устоялось представление о том, что фирма и рынок представляют собой две крайних (полярных) градации единой шкалы механизмов координации (governance mechanisms), различаясь доминирующими контрактами: внутри фирм таковым является отношенческий контракт найма, а внутри рынка — классические и неоклассические контракты купли-продажи. Это различие не должно скрывать внутреннее единство фирмы и рынка, поскольку при определенных условиях происходит фундаментальная трансформация, т.е. конкурентные взаимодействия рынка замещаются неконкурентными контрактными взаимодействиями продавца и покупателя.
Более того, даже классический или неоклассический контракт (как «атом» рынка) в течение времени его выполнения вполне можно рассматривать в качестве виртуальной организации [Тамбовцев, 1996], поскольку в этот период он определяет двух или более лиц, сообща решающих определенную задачу, т.е. некоторую организацию. Не удивителен в этой связи вывод С. Мастена о том, что фирму можно отличить от исполняемого (находящегося в процессе исполнения) контракта только в рамках «внешней» правовой системы [Masten, 1988], т.е. по экономической природе они неразличимы.
Иные выводы из положений Мастена извлекает Дж. Ходжсон [Hodgson, 2002]: представления о внутреннем единстве фирмы и рынка, с его точки зрения, являются порочной идеей, поскольку ни фирму, ни рынок невозможно понять вне институционального (в первую очередь, правового) контекста.
Фирма — это некоторая юридическая конструкция, и ничего общего с рынком она не имеет; рынок также является юридической конструкцией, но иной, а порочность идеи их внутреннего единства заключается в том, что рассматривается дихотомия «фирма/рынок». В действительности же реальна трихотомия «фирма/рынок/нерыночные обмены», и нерыночные обмены не являются гибридами фирмы и рынка: «Во всех обменах есть неявные или явные юридические контракты, управляющие передачей прав собственности. Но не все обмены включают отношения конкуренции и скоротечности, которые мы обнаруживаем на рынках» [Hodgson, 2002, p. 48].
Фирма, согласно Ходжсону, «это специальный тип организации, которая является юридически признаваемой и нацелена на производство. Фирма определяется как интегрированная и длительно существующая организация, включающая двух или более человек, действующая явно или подразумеваемо как „юридическое лицо», способное владеть активами, предназначенными для производства благ или услуг, а также способная продавать или сдавать в аренду потребителям эти блага или услуги».
Сформулировав это определение, Ходжсон продолжает: «Почему столь много экономистов избегают очевидного, юридически обоснованного, „каждодневного» определения фирмы? Тому есть две схожих и связанных причины. Одна из них — тенденция ассоциировать так называемые „экономические» атрибуты социальной структуры со специфическим субъективным восприятием включенных в нее агентов, а не с характером социальной структуры или институтов. Другая — это желание сделать экономическую теорию (economics) общей и внеисторической, а не связывать ее с исторически специфическими институтами».
Если проинтерпретировать приведенную дискуссию в терминах объект/предмет теории, становится очевидным, что фирма «по НИЭТ» представляет собой предмет соответствующей теории, в то время как фирма «по Ходжсону» — это попытка описания объекта теории. Насколько удачной можно считать эту попытку? Укажем лишь на один момент, вызывающий серьезные сомнения: как быть с теневыми фирмами?
Очевидно, они не являются юридически признаваемыми, однако имеют те же управленческие и экономические черты, что и юридически признаваемые, и в некоторых странах производят до половины ВВП. Исключать их из объекта теории фирмы (и тем более, теории стратегического менеджмента) — значит серьезно обеднять ее содержание: в реальном мире, где применяются различные формы государственного регулирования рынков, решение об «уходе в тень» представляет собой очевидную разновидность стратегических решений фирмы.
Можно спорить с приведенными Дж. Ходжсоном причинами слабого внимания в экономической теории к правовой форме фирм, однако подчеркивание юридических атрибутов этих разновидностей организаций, безусловно, значимо. Вместе с тем именно в силу тех или иных особенностей правовой среды, действующей в экономике, мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что единая по сути организация может быть представлена несколькими юридическими лицами. Скажем, если законодательство предусматривает существенные налоговые льготы для малого бизнеса, то вариант искусственного раздробления одной организации на несколько «малых фирм» вовсе не кажется невероятным.
Что в таком случае окажется объектом управленческого анализа? Строго следуя введенному определению фирмы «по Ходжсону», надо исследовать каждую из «малых фирм», хотя здравый смысл ясно подсказывает: изучать нужно всю совокупность как единую организацию. Можно ли «примирить» очерченные позиции? С нашей точки зрения, это возможно посредством разграничения понятий «экономическая фирма» и «юридическая фирма». При этом границы экономической фирмы определяются, например, в соответствии с НИЭТ, в то время как границы юридической (в нашем примере — юридических) — скажем, рациональным решением собственника о минимизации налоговой нагрузки в условиях существующего законодательства.
Подводя итог обзору рассмотренной дискуссии, нужно подчеркнуть важность четкого определения предмета той или иной теории фирмы. Ведь внутри любой реальной фирмы всегда можно вычленять разные аспекты, модели, гносеологические системы и т.д. Предпочтительность же того или иного предмета должна, как отмечалось, определяться успешностью решения с его помощью задач теории фирмы.
В настоящее время практически общепризнанно, что любая теория фирмы, претендующая на роль оснований для исследований в области менеджмента, должна давать ответы как минимум на следующие вопросы:
1. Существование: почему фирмы возникают и существуют, почему не все
2. Границы: почему границы фирмы проходят именно там, где они находятся, какие обмены осуществляются внутри фирмы, а какие — вне нее?
3. Организация: почему структура фирм такова, какова она есть, как взаимодействуют формальная и неформальная структуры?
4. Функционирование: как осуществляется координация работы структурных подразделений и действий работников?
С точки зрения теории стратегического менеджмента — как позитивной, так и нормативной — к этим вопросам нужно добавить и еще два:
5. Конкурентные преимущества: как фирма создает (и должна создавать) конкурентные преимущества?
6. Механизм создания стоимости: как фирма создает (и должна создавать) ценность для потребителя и стоимость? Разумеется, перечисленные вопросы далеко не исчерпывают всего многообразия тем, которые могут заинтересовать исследователя, работающего в обсуждаемой области. Однако именно они выступают в качестве ключевых, без ответа на которые теория фирмы вряд ли может считаться полноценной теорией.
P.S. Cтратегической теорией фирмы может считаться та теория фирмы, которая дает те или иные ответы на приведенные вопросы. Рассмотрим с этой точки зрения основные концепции фирмы, не являющиеся неоклассическими экономическими в указанном выше смысле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий